В.Цыплаков принадлежит к поколению художников, начавших свой творческий путь в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1942 года он защитил дипломную работу-картину "В.И.Чапаев". Это произошло в Самарканде, где находился тогда Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова и где, несмотря на трудности военного времени, продолжались занятия. В созданном образе Чапаева художнику удалось найти выразительный жест героя, понять и представить композицию как реальную сцену жизни. Цыплаков был оставлен при институте на два года для совершенствования мастерства.
Тревога за судьбу Родины вызывала особенное отношение к русскому историческому прошлому и памятникам архитектуры. Впрочем, и простой пейзаж тогда воспринимался как нечто священное. В только что освобожденном Смоленске Цыплаков пишет величественный Успенский собор - олицетворение духовной несокрушимой мощи великого народа. Другой этюд изображает часть интерьера того же собора с высоким блистающим золотом иконостасом. Сдержанная, но внутренне богатая гамма красок звучит как хоровой распев, сообщая полотну особую содержательную емкость и выразительность.
Содержательный смысл работ
От тех далеких лет сохранился крохотный живописный набросок с фигурой сидящего, глубоко задумавшегося В.И.Сурикова. Легким живописным намеком передана глубоко духовная атмосфера творчества замечательного мастера. Появление этого наброска не было случайностью. Молодой Цыплаков в ту пору много думал о русской культуре, думал о Горьком, с которым тогда связывалось "представление обо всем русском". В одном из эскизов рядом с Горьким изображен Ф.И.Шаляпин. Впоследствии художник отказался от создания картины на эту тему, но эскиз явился, своего рода, запевом к большой картине "М.Горький на Волге"(1945 год), где художник изобразил молодого писателя на берегу реки в глубоком раздумье. Он смотрит на волжское раздолье - в мир широкой народной жизни.
Выставочная деятельность
Стремительно вошел художник в советское искусство. Его картины имели зрительский успех, печатались, путешествовали по стране и миру. В этом знаменательна судьба его большого полотна "Ленин в Смольном"(1947 год). В ней сказались плоды длительного изучения как бы заново открытых им художником мастеров Возрождения. В 1940-50 годы неизменно участвует в Московских и всесоюзных выставках. Но несмотря на достаточно широкое признание (и в кругу учившихся с ним живописцев), его творчество не находило серьезного отклика в работах по истории советского искусства. С тех пор прошло немало лет, но положение не изменилось. Большая персональная выставка 1986 года в Академии художеств стала подлинным новым открытием художника. Цыплаков очень ждал эту выставку, готовился к ней, но так ее и не увидел. Выставка была лучшим подтверждением того, что его творчество не устарело, а напротив, оказалось вполне современным и более масштабным, чем это представлялось в недалеком прошлом. С особенно большой силой проявились национальные русские мотивы пейзажной живописи. Присутствующие на выставке невольно думали о месте художника в истории русского искусства, о его судьбе и нелегкой творческой биографии.
Педагоги художника
Виктор Цыплаков родился в 1915 году в Москве, в простой крестьянской семье. Вскоре семья Цыплаковых вернулась на родину, в село Бурминки бывшей Рязанской губернии. Ярких деревенских впечатлений хватило Виктору на многие годы жизни. Они не могли быть только радостными, это были годы гражданской войны, послевоенного голода. Среди работ, нарисованных еще до знакомства с профессиональным искусством, сохранились-акварельная головка мальчика и маленькая картинка с изображением двоюродного брата. По окончании Изотехникума он поступил в Московский художественный институт. Это было время(1936г.), когда И.Грабарь и С.Герасимов стремились восстановить традиции живописного реализма. Из педагогов, оказавших наибольшее влияние, были Г. Шегаль и его помощник В.Почиталов. Оба были прекрасными колористами. Из преподавателей рисунка Цыплаков запомнил А. Деблера и молодого энергичного Д. Мочальского. Но тот же В. Почиталов заметил: "Цыплаков - больше своим духом шел, своей мускулатурой, своей силой". Главной школой для него была Третьяковская галерея. Учился на работах В.Сурикова, И.Репина, И.Левитана. Очень увлекал молодого художника А.Рябушкин. В западной живописи его привлекали Гварди, голландцы, Клод Моне и барбизонцы.
Творчество Цыплакова нельзя понять вне того направления русской пленэрной живописи, тесно связанной с именами К. Коровина, А.Степанова, А.Архипова, С.Жуковского, П.Петровичева, С.Малютина, художников конца 19 начала 20 веков. Все они испытали воздействие импрессионизма. Хотя восприятие этого направления в русском искусстве всегда было самостоятельным, получая при этом национальную окраску.
Цыплаков очень любил Коровина. В своем увлечении коровинским направлением, сблизился со своим старшим современником С.В.Герасимовым. Почти в одно и тоже время они создавали портретные зарисовки крестьян, писали свои "Зимы" и "Зимки". Оба художника, можно сказать, дышали русской деревней. И все же созданные ими образы различны. Свойственная С.Герасимову социальная заостренность и некоторая резкость в образах, у Цыплакова это отсутствует. Однажды Цыплаков вместе с В.Яковлевым писал портрет крестьянина. Он был из "раскулаченных". Цыплаков вдруг увидел в лице этого потерянного и растерянного человека особую красоту душевного страдания и горя. В глубоко лирическом начале художник увидел живописную гармонию.
Пейзажная живопись
Пейзаж и жанровая композиция для него нечто нераздельное. Это также связано с традициями Московской школы. В этом отношении особенно интересен "Весенний день"(1943). В этом этюде, как в рассказе Ивана Бунина, -все живет, всему веришь и всем любуешься.
Таким же путем живописного, поэтического осмысления художник идет при разработке других сюжетов. Из как будто случайного, увиденного когда-то мотива "Купание"(1945) вырастает одна из самых красочных картин - "После трудового дня"(1954). Тела купальщиц действительно сверкают. Написанные в золотистых, в рубиново-красных тонах, взятых в контрасте к грозовому небу и бегущими по земле тенями. Однако подобное контрастное сопоставление не разрушает торжественного ощущения красоты и покоя образа. "После трудового дня" вместе с Пластовской "Весной" ("Старой баней") явилась важным рубежом советской послевоенной живописи. История подтвердила эстетическую ценность этих замечательных полотен. В них отразилось свойственное именно русской живописи полнокровное и вместе с тем целомудренное и возвышенное восприятие обнаженного тела.
Работа с натуры
Цыплаков много и упорно работал с натуры, развивал одни и те же мотивы. У него часто повторяются террасы с разными видами - в сад, на улицу или в лес, терраса зимой, летом с присевшей отдохнуть женщиной или осенью "Жаркая осень". Это самостоятельный поэтический цикл, охватывающий все времена года, извечный круговорот природы. В картинах весеннего обновления ему удается проникнуть в глубины потаенной, внутренней жизни природы. Особенно интересны весенние пейзажи "Последний снег", "Снег сошел", в которых поэтически проникновенно передано состояние протаявшей, ожидающей тепла земли. Русское начало выражается в неизменном тяготении художника к своеобразной музыкальности в мотивах. В этом один из секретов эстетического обаяния полотен. Цыплакову был особенно понятен древний поэтический образ "поющего" солнца. "Мороз и солнце". Близость к русской поэзии и музыке (русскому романсу) чувствуется даже в названиях картин и этюдов: "Последние дни осени", "Зимушка-зима", "Март-бокогрей".
Поэзия живописи
Образ укрывающего землю снежного покрова связан и с храмами "Собор Рождества Богоматери в Суздале", "Церковь Благовещения в Борисоглебске". Это очень важная сторона искусства художника, представившего землю украшенной "величеством" сияющих на ней храмов. В зимних пейзажах особенно обращает на себя внимание виртуозное мастерство художника - разнообразная кладка красочного слоя, то более плотного и весомого, то, напротив, размытого воздухом, почти акварельного. Не случайно этюд "Мороз и солнце", который находится ныне в Третьяковской галерее, вызвал бурное восхищение И.Грабаря.
Автопортреты
Особое место в живописи Цыплакова занимают автопортреты. Особенно стоит отметить последний по времени автопортрет (с догорающей свечой, 1985), передающий совершенно особую атмосферу одиночества и глубоких раздумий.
Цыплакова не принято называть портретистом, но он не раз настойчиво обращался к искусству этого высокого и трудного жанра. Ему всегда больше удавались портреты близких, родственных по духу людей. Портрет художника-поэта П.Родимова (1953) - сложный и тонкий по живописи. Портрет Л.Леонова. (1949).
Цыплаков был еще художником-педагогом. Многолетняя преподавательская работа в Суриковском-это целая эпоха, во многом определившая направленность и характер воспитания молодых художников на живописном факультете. По словам Виктора Цыплакова, главный смысл своей деятельности видел в том, чтобы огонь не угас и продолжались традиции лучшей в мире русской реалистической школы.