Уже в прошлом веке художники прибегали к фотографии как к своеобразной упрощенной схеме при рисовании тех же пейзажей.
Просто фотографировали объект, в домашних условиях рисовали по фотографии. То есть не нужно было мерзнуть на холоде или мокнуть под дождем, делая этюды. Еще раньше, чтобы избежать построения портрета, облегчить участь королевского придворного художника, Ганс Гольбейн, творивший в XVI веке, перерисовывал королевскую чету через стекло.
Рисовал прямо на стекле, затем рисунок со стекла переносил на бумагу.Таким образом экономил время.
Кратко о главном
И.Е. Репин, хлопоча об участии в выставке В.Серова, сетует, что работа-де сделана по фотографии, могут и не взять. В то время как В.Серов, приверженец письма с натуры, при этом всячески обихаживая
натуру перед началом работы (время позволяло!) для того, чтобы выявить характерные особенности в человеке. Правда, и натуры периодически сбегали, уставая позировать неделями! То есть и он, маэстро, облегчал способы изображения людей. Стоит заметить, в наше время единицы могут позволить себе такую роскошь - позировать длительно.
Время диктует...
Эпоха сопротивляется, но в век ускоряющихся темпов фотография стала явным помощником в изображении всего сущего и окружающего нас. И фотография из чернового метода успешно перекочевала в полноправный метод изображения людей. Но, построение лица, как фундаментальную основу всего строящегося, никто не отменял. И даже, облегчив участь
позирующего человека, берем фотографию и выявляем где проходит осевая линия, линия глаз и т.д. К черновым методам можно отнести и долгий поиск формы на листе бумаги, а затем, наконец выявив ее,
одним контуром перенести на чистый лист, оставив всю суету линий на черновике. Так как сложно, убрав стирательной резинкой лишние линии, продолжать на том же листе прокладывать тени и сделать, в итоге, хорошую работу.
Лучше сыграть в переводилки, и отталкиваясь на чистом листе от основных линий, двинуться дальше, постигать следующий этап рисования. К черновым методам можно отнести и подмалевок, применяемый в самом начале хода работы над портретом в масляной технике. Подмалевок никому не показывается, как правило. Он сделан для себя.
В поиске сюжетной линии
К черновым можно отнести бесконечное число зарисовок в поиске сюжета картины. Всегда советую не выбрасывать черновики, они могут сыграть свою службу в дальнейшем.
Вдруг через пару лет сквозь замысловатость линий вы обнаружите
значительный сюжет.
А.С. Пушкин М.Ю.Лермонтов
У А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, среди испещренного стихами текста, просвечиваются образные зарисовки будущих героев. Одним росчерком пера лицам дан характер. Сейчас для потомков это исторический документ.
Какие еще черновые методы ждут нас в будущем?