۩ |
|
Статья посвящена одному из величайших художников уже прошлого века Сальвадору Дали. Все кто бывал в Испании или намереваются это сделать сталкиваются с творчеством этого художника. Его имя буквально витает и будоражит воображение туристов наряду с другими именами-Антонио Гауди, Пикасо и представьте себе-названием футбольного клуба Барселона. Самым посещаемым местом в солнечной Испании является музей футбола, но на втором месте-это, конечно, музей-театр Сальвадора Дали. Музей расположен в минутах сорока езды от места пребывания основного потока туристов-Барселоны, в небольшом городке (население 40 тысяч каталонцев) Фигеросе. Теперь городок знаменит на весь мир, настоящая туристическая Мекка. Потоки туристов текут по местным улочкам, следуя указателям, а на обратном пути атакуя практически все сувенирные лавки. Оседают в местных кафешках за чашечкой чудесного кофе, что бы уж до конца прочувствовать всю прелесть этих мест. Уловить стиль жизни, особенности земли, где родился Сальвадор, где его причащали и отпевали в одной и той же католической церкви, неподалеку от музея-театра. В этот городок Дали возвращался на протяжении всей жизни, чтобы вдохновиться и набраться сил. Там же прожил последние годы. Идея сделать собственный музей-театр витала в его голове давно, но к воплощению натолкнул мэр городка, скромно предложив подарить городу одну или всего лишь несколько его картин. Сальвадор к тому времени был знаменит уже на весь мир. Мечты, фантазии обрели реальную почву. Под музей-театр выделили на тот момент пустовавшее здание. Тринадцать лет Сальвадор разрабатывал дизайн помещений, замысловатых макетов, писал картины, делал рисунки непосредственно для музея. 28 сентября 1974 года музей-театр был открыт. Все кто посещал музей, думаю, согласятся во мнении, что вас охватывает игривое настроение. Сальвадор был человеком с юмором. Последней его шуткой были собственные похороны. Он завещал сделать это в комнате над женским туалетом. Дали запретил экскурсоводам хоть как-то интерпретировать свои произведения. Поэтому здесь не проводятся экскурсии в здании и сотни туристов разных стран бродят, путаясь в замысловатых лабиринтах здания, рассматривая всевозможные интригующие макеты с использование оптики и монет в виде платы для лучшего обозрения. Откуда ни возьмись, вынырнет директор здания или девушка, будто только что оторвавшаяся от подиума, но почему-то в полицейской форме. Наверное, это очередная шутка Дали. В одной из просторных комнат кровать на рыбьих головах и везде-везде образ Галы. Размах любви к этой русской женщине, Елене Воробьевой, впечатляет. Во многих картинах, рисунках проскальзывают сексуальные мотивы. А по центру над внутренним двориком, куда сбегаются все ходы и выходы музея, парит стеклянный купол и лодка. На ней с рыбаками отправлялась в плаванье его Гала, а под лодкой висят выкрашенные в синий цвет, как огромные капли воды, "средства защиты". На крыше здания фасада и башнях красуются гигантские яйца, балансирующие на тупом конце. На самом последнем этаже, под куполом, где обитают птицы, раньше было целое собрание гравюр Дюрера. Сальвадор Дали восхищался этим художником, так же как и Веласкесом. |
---|
Но самые выдающиеся его произведения находятся в частных коллекциях. Масляная живопись Сальвадора Дали привлекает, в первую очередь, сюжетом, потом цветовой игрой. Где-то используется монохромность цветов для большей выразительности сюжета. Рисунок впечатляет уровнем профессионализма, знанием анатомии и правильным наложением штриха. Это говорит о том, что школа подготовки в те времена была высокой. Хотя он и покинул стены академии, не доучившись. Там он научился технике, характерной для будущего творчества, позволяющей привносить в полотна эффект оптической иллюзии. Он прочувствовал значительное влияние кубических полотен, соприкоснулся с пластически-архитектурными фантазиями Антонио Гауди, проявил интерес к работам Босха. Впоследствии он сошелся во мнении, что состоялся как мастер благодаря подражанию:" Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит. И я хочу, что бы об этом знали". Затем он заинтересовался мадридскими авангардистами и стал главой кружка, куда входили Федерико Гарсиа Лорка и Луис Бюнюэль. Интересен случай, проживая и творя в общежитии при академии, случайно в открытую дверь заглянул его сокурсник. Он был поражен работами Дали, развешенными по всей комнате. Новым духом смеси кубизма и авангардизма веяло от них. На его зов сбежалось все общежитие и с этих пор Дали обрел всеобщую студенческую популярность и уважение. В 1923 году Дали, как зачинщика студенческих беспорядков, на год исключают из академии, и 35 дней он проводит в тюрьме. В ноябре 1925 года в галерее Далмау, Барселона, проходит его первая персональная выставка. В 1926 году его окончательно исключат из академии за то, что он привлекал однокурсников протестовать против назначения одного посредственного живописца на профессорскую должность. В этом же году появляется одно из наиболее известных ранних произведений мастера-натюрморт "корзинка с хлебом". В музее-театре, в огромной старинной раме хранится эта работа. Поражает безукоризненное владение рисунком, цветом, пространством. За счет контраста света-тени, черного фона и мельчайшей проработки деталей, натюрморт как будто бы выходит из картины. В начале 1927 года проводит неделю во Франции, где знакомится с Пабло Пикассо. "Я решил сначала прийти к вам, - из воспоминаний Дали,-а потом уже в Лувр",-" Правильно сделали,"-отвечал он". С февраля по октябрь 1927 года он служит в армии. Публикует поэму в прозе "Св.Себастьян" и разрабатывает эстетическую теорию "Священной объективности". Дали примыкает к сюрреализму, направлению в искусстве, где делается попытка выразить действительное движение мысли словами, рисунком или любым другим способом. Первые сюрреалистические работы: "Великолепие руки", "Кровь слаще меда", "Раскрашенные удовольствия". В том же году пробует себя в кинематографе. Совместно с Дюнюэлем он делает ставших уже классикой два фильма "Андалузский пес" и "Золотой век". В 1928 году после раскола сюрреалистов Дали становится главой нового центра и организует свою первую выставку в Париже. |
---|
Летом 1929 года в небольшом городке Кадакесе знакомится с Еленой Дьяконовой, впоследствии он всегда называл ее Галой. Галей называла ее мама далеко в России. В этот городок, где произошла эта знаменательная встреча, она приехала со своим мужем, Полем Элюаром, и маленькой дочкой. Сальвадор влюбился с первого взгляда, неотступно преследовал ее. Она ответила взаимностью не сразу. Но все же осталась с ним, оставив дочь на попечение матери мужа. Но целых 19 лет Сальвадор добивался законного оформления отношений, и только после ухода в мир иной Поля Элюара, они поженились. Общих детей у Сальвадора и Галы не было, все его состояние по завещанию перешло государству. Дочери Галы не досталось ничего. Сейчас ее дочь живет в Америке, седьмой раз замужем и не очень общительна с прессой. Но вернемся в 1929 год. Гала стала его спутницей, его музой, вдохновительницей на всю жизнь. Образ идеальной женщины, сотканный еще с детства, трансформировался в живого человека. Гала, возложив на свои хрупкие плечи все повседневные хлопоты, открыла ему дорогу к свободному творчеству. Ее несомненное призвание-помочь раскрыться таланту Дали. Гала часто ему говорила: "Картины ждут тебя. Они соскучились по тебе". Помимо домашних хлопот, она была еще и его импресарио. Целыми днями ходила из галереи в галерею, предлагая его работы, делая все для того, чтобы художника наконец заметили. Отслеживала поступление платежей, выискивала старинные рецепты изготовления красок. Находила старинные рамы и брала их под оформление картин Дали. Помпезные рамы усиливали значимость сюжета и в зависимости от успеха сделки, Гала возвращала либо деньги, либо обратно раму. Сальвадор настолько был освобожден от житейских проблем, что даже не знал истинную цену деньгам ( по словам очевидцев, как-то на улице мальчишке на леденцы подарил триста долларов, затем интересовался у водителя, хватит ли мальчонке на лакомство). |
---|
В 1930 году художник начинает разрабатывать свой "параноидно-критический метод": "Это спонтанный метод иррационального познания, основывающийся на критической интерпретации цепочек безумных видений". В качестве синтеза он предлагает визионерскую живопись, в многочисленных деталях, которая сплавляет реальность и сон, человека и природу. Так что каждый образ может скрывать в себе другой образ. Андре Бретон отметил: "Дали подарил сюрреализму инструмент первого порядка, в данном случае параноидально-критический метод, который, как он показал, можно применять одинаково в живописи, поэзии, кино, конструировании сюрреалистических объектов, моде, скульптуре, истории искусств и, в случае надобности, в любого рода экзегезе". Его знаменитые текучие часы появились в ожидании Галы из кинотеатра, куда она ушла с подругами. Часы предстали пред ним в образе плавленого сыра. По его словам, - мы поедаем время, время поедает нас.- 30-е годы - время самых дерзких выходок Дали, время, когда он всерьез заявляет о себе на весь мир. Сальвадор не замечает мнимые границы сюрреализма, соединяет его с достижениями великих мастеров прошлого, привнося фантастическое видение действительности. Это время ознаменовано такими картинами: "Фонтан", "Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон" (каково название)", "Призрак Либидо", "Портрет Гала", "Эхо морфологии", "Пылающая жирафа","Осенний каннибализм","Метаморфозы нарцисса", "Сон", "Изобретение монстров", "Испания", "Настойчивость памяти". Но самый больший успех он приобрел после посещения США. Выставка на Мэдисон-авеню прошла с огромным успехом, работы продавались как горячие пирожки. Американцам Дали оказался куда ближе, чем консервативным жителям Европы. После поездки в США он стал мировой знаменитостью. С началом Второй мировой они возвращаются в Европу. Его картины приобретает миллиардер Морс. Семья Клевеленд покупает сразу несколько десятков полотен Дали (итак в частных коллекциях этих миллиардеров оказались сразу 94 картины художника). Под идеей заработать больше денег, под влиянием Галы Дали соглашается на любую работу. Именно тогда реализовались многие его идеи в области рекламы. Сальвадор работает по 12 часов в сутки. Именно в это время создаются настоящие шедевры. "Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения". Художник так интерпретирует этот образ: "Впервые средствами живописи было проиллюстрировано открытие Фрейда - типичный повествовательный сон вызван тем, что будит нас. Если на шею спящему падает какой-то предмет, он одновременно и будит его и подготавливает длинный сон,...сходным образом жужжание пчелы на картине подготавливает штык, который будит Галу. Лопнувший гранат воплощает весь процесс биологического сотворения. Слон Бернини на заднем плане несет обелиск с папской эмблемой". |
---|
Политические события эхом отзываются в картине "атомная Леда". После августовских событий 1945 года, он пересматривает свои взгляды на мир и меняет свой параноидно-критический метод на мистицизм- "то есть глубокое, интуитивное понимание сути, прямая связь со всем, абсолютное видение, дарованное благодатью истины и Божьей милостью". Обращаясь к мифологическим, библейским сюжетам, Дали превращает свои полотна в символы новой веры. Прекрасный пример "Искушение св. Антония", где искушения предстают в ряде образов. Вздыбленный конь символизирует одновременно мощь и чувственное наслаждение. На спине у первого- Чаша желания с фигурой женщины, на спине второго-обелиск, навеянный мотивами римского скульптора Бернини. Замыкающее шествие слонов исполнено в духе Палладио. Всеобщий интерес привлекли полотна, появившиеся в тот период: "Мадонна Порт-Льигат", "Христос св. Иоанна на кресте", "Тайная вечеря", "Открытие Америки Христофором Колумбом". Параллельно Дали занимается иллюстрацией, разрабатывает целую серию ювелирных украшений. По его словам, к чему бы он ни прикасался в то момент-все приносит деньги. Имя начинает работать на художника. До недавнего времени при музее продавались тиражированные ювелирные украшения по дизайну Дали. Множество работ посвящено Гале. До мельчайших подробностей прописываются волосы, лицо без тени обобщений, не умаляя асимметричности лица. Настолько реалистично и проникновенно выписано все, что хочется дотронуться до столь обожаемого образа Дали. В картине "Галарина" скрещенные руки Галы перекликаются с ободком хлебной корзины. Все время опекая Сальвадора, она никогда не позволяла плохих слов в его адрес, всегда готова была стать на его защиту. |
---|
Гале хотелось порой отдохнуть от забот, уединившись в отдельном доме. И после тридцати лет совместной жизни, когда страсть в их отношениях уменьшилась и чтобы ее возродить, Дали приобретает средневековый замок Пуболь, в тридцати минутах езды от Фигероса. В истории замка среди его предшественников значится даже "синяя борода", этакий тиран и деспот. Ремонт длился два года и выполнен по пожеланиям Галы, даже синие звездочки на белом арочном своде при входе в замок разрисовала сама. Замок украшают картины Дали и среди них полотно с выписанными батареями в два ряда. По ее просьбе закрыть нелюбимую ею, но столь необходимую часть интерьера он решил по-своему. Там, в своей летней резиденции, Гала могла отдохнуть, запретив Дали даже появляться в замке без письменного разрешения. Cводы ввиде арок, таинственный зеленый сад, тихая гладь бассейна и... 28-летний любовник (поразительно похожий на Сальвадора в молодости), из которого ей также хотелось сделать мегазвезду. Из цветов Гале нравились бессмертники, они развешаны повсюду и сейчас. Ей казалось, что таким образом она продлит себе жизнь. Так и получилось, она стала бессмертной спутницей Дали в памяти людей, женщиной-загадкой. Ее не стало в возрасте 88 лет, Дали был безутешен. Несколько лет прожил в этом замке, находясь под неусыпным контролем медсестер. Творчеству уделялось мало времени, в основном он бесцельно бродил по замку. Но после пожара переехал в театр-музей, где прожил последние 4 года. Но ирония не оставила его и, уже находясь в больнице, он утром первым делом включал телевизор, чтобы просмотреть ход репортажей про его болезнь. Король Испании пожелал Сальвадору здоровья, лично посетив поликлинику. Но Дали тяжело было жить одному, с Галой они прожили вместе 52 года. Весь его всплеск таланта, кипучей деятельности приходятся на годы жизни с Галой. И кто знает, смог бы так реализоваться он, если бы не женщина из России - Елена Дьяконова (Гала). |
---|
Художник Светлана Белова